Что такое ментальная арифметика? Отзывы и результаты применения метода
Отметим, что наиболее удобным «полигоном» формирования указанных качеств
человека является математика. Рассмотрим их.
Добрица В. П., Добрица И. С., Локтионова Н. Н., Атакищев О. Г.
Ментальная арифметика как средство подготовки к компрессивному обучению
1. Внимание очень важно для изучения математики. Ошибка
«по невнимательности» приводит к неправильному решению всей задачи,
в отличие, например, от гуманитарных предметов. Там ошибка только в одном
месте не меняет сути всего текста. А затраты времени на возврат к началу
решения задачи дает обратную связь – лучше всего вынуждает быть
внимательными.
2. Память для математики – вспоминание необходимых
определений, утверждений, формул. Математика способствует сильному
развитию смысловой памяти, так как для решения конкретной задачи
необходимо по смыслу подобрать подходящий предыдущий материал. Налицо
сильная взаимосвязь памяти и логического мышления.
3. Понимание связано с умением анализировать текст. Кроме того,
понятое лучше запоминается. С другой стороны, в математике без анализа
текста нельзя перевести смысл задачи на язык формул. То есть математика, как
ничто другое, способствует развитию умения анализировать текст.
4. Установление взаимосвязи между понятиями – основа
математического восприятия. Это дает развитие понятийного аппарата.
5. Быстрое чтение везде важно, но в математике это и есть умение
выделения главного для перевода смысла на математический язык. Постоянные
тренировки дают сильное обратное влияние к быстроте восприятия материала.
Однако в первом и втором классах математических понятий для осуществления
такого подхода пока не достаточно. Но уже с первого класса есть возможность
заниматься устным счетом, который во многом дает развитие указанных качеств.
Даже цифровые технологии выигрывают у «старой-доброй» ментальной арифметики
когда речь идёт именно о том, чтобы ребёнок понял устройство математики и в
дальнейшем легче осваивал темы в средней школе.
Возьмём задания в Яндекс.Учебнике – во-первых, можно решить много вариантов по
одной теме, старый добрый принцип «повторение – мать учения» никто не отменял.
Пифагор мог стать композитором?
Древнегреческий ученый был одним из первых обративших внимание на связь
творческих эмпирей и точной науки. Не чуждый музыкальным упражнениям на
четырехструнной лире, он в какой-то момент понял, что наиболее благозвучно
звучат струны, длина которых находится в определенном численном соотношении с
другими. Тогда же появился на свет полуинструмент-полуприбор монохорд. Он
представлял собой длинную натянутую струну с нарисованной под ней шкалой.
Зажимая струну в тех или иных местах, ученый выявил закономерность ее звучания и
описал ее в дробных соотношениях. Определить последовательность, при которой
разные звуки создавали гармонию, было уже делом техники. Пифагор, наверное, мог
бы войти в историю как величайший композитор своего времени, но уж очень много
тогда было непознанного, и ученый ринулся покорять новые горизонты знаний.