Что такое ментальная арифметика? Отзывы и результаты применения метода
Когда психологи начали копать глубже, они сначала предположили, что общим у
музыкантов и математиков может быть слух: он по природе своей аналитичен и мог
стать общим знаменателем для «физиков» и «лириков». Однако опыты опровергли эту
гипотезу. Один из западных исследовательских институтов сравнил результаты
тестов на абстрактное мышление и математические способности у ста человек,
имеющих хороший слух с таким же количеством тех, кому медведь на ухо наступил.
Разница оказалась мизерной, в пределах статистической погрешности. Значит, дело
не в слухе. Дальнейшие исследования показали, что гораздо больше на связь
музыкальных и математических способностей влияет абстрактное восприятие —
особенно оно заметно у музыкантов.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного
университета.
2019. № 1 (49)
Главными целями ментальной арифметики являются концентрация внимания,
умение сосредоточиться на поставленной задаче, развитие фотографической памяти и
творческого мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности. При
профессиональном подходе и успешном достижении целей ребенок может выполнять
сложные арифметические задания в уме. Программа не только охватывает
математическую область, но помогает ребенку и в других образовательных сферах.
Она
придает ему уверенность. И здесь важны не эффектные показатели в устном счете, а
именно формирование нужных качеств обучающегося.
Результаты практики доказывают, что ментальная арифметика весьма полезна и
действенна. Если выделять на реализацию данной технологии два-четыре часа в
неделю, то уже через несколько месяцев занятий будут получены определенные
результаты. У обучающихся заметно улучшается память, наблюдается развитие
творческого мышления, усиливается концентрация внимания и сосредоточенность.
Данные изменения были отмечены родителями обучающихся. Также происходит
значительное повышение уровня их общей успеваемости. Обучающиеся чувствуют
себя увереннее на уроках и охотнее идут в школу. Правда, занятия ментальной
арифметикой не сказываются на способности быстро читать с полным пониманием
прочитанного. Этим тоже необходимо заниматься с первого класса. Надо не просто
добиваться скорости прочтения текста по числу слов в прочитанном тексте за
минуту, а
тренировать способность быстро понимать этот текст. Добиваться этого можно
тренировками по пересказу прочитанного текста, умения отвечать на вопросы по
содержанию и самому ставить вопросы по нему.
На указанных развитых качествах основывается методика компрессивного
обучения, позволяющая через новые формы восприятия, обсуждения, анализа и
осмысления материала значительно повысить эффективность, скорость и качество
обучения. Компрессивное обучение – это технология, обучающая возможностям
усвоения значительных объемов информации за очень ограниченное время. Она
включает в себя комплексное использование таких направлений, как развитие
памяти,
внимания, технику быстрого чтения, умение анализировать текст, устанавливать
взаимосвязи между понятиями, выделять новую смысловую информацию и
необходимый для изучения материал, умелое использование инфокоммуникационных
систем, технических и информационных средств обучения.
Ментальная арифметика развивает инженерное и математическое мышление, ученики
обретают способность концентрироваться на поставленных задачах, запоминать
большие объемы информации и решать сложные математические примеры в уме.
Полученные способности положительно влияют на развитие интеллекта и становление
личности.