Что такое ментальная арифметика? Отзывы и результаты применения метода
Данная методика появилась около 5000 лет назад в Древней Месопотамии и Древней
Греции. Потом перешла на Восток, где её усовершенствовали. Сейчас ментальная
арифметика является обязательным предметом почти во всех школах стран Азии.
Ментальная арифметика является перспективной платформой дополнительного
образования, которая позволяет в процессе обучения добиться феноменальных
интеллектуальных и творческих результатов развития. Методика быстрого счета
построена на применении древнекитайских счетах Абакус, благодаря которым ребенок
учиться осуществлять сложные математические действия в уме (умножение, деление,
сложение, вычитание). В самом начале обучения задачи решаются с физическим
применением Абакуса, а после дети используя воображение, применяя виртуальный
Абакус
Отметим, что наиболее удобным «полигоном» формирования указанных качеств
человека является математика. Рассмотрим их.
Добрица В. П., Добрица И. С., Локтионова Н. Н., Атакищев О. Г.
Ментальная арифметика как средство подготовки к компрессивному обучению
1. Внимание очень важно для изучения математики. Ошибка
«по невнимательности» приводит к неправильному решению всей задачи,
в отличие, например, от гуманитарных предметов. Там ошибка только в одном
месте не меняет сути всего текста. А затраты времени на возврат к началу
решения задачи дает обратную связь – лучше всего вынуждает быть
внимательными.
2. Память для математики – вспоминание необходимых
определений, утверждений, формул. Математика способствует сильному
развитию смысловой памяти, так как для решения конкретной задачи
необходимо по смыслу подобрать подходящий предыдущий материал. Налицо
сильная взаимосвязь памяти и логического мышления.
3. Понимание связано с умением анализировать текст. Кроме того,
понятое лучше запоминается. С другой стороны, в математике без анализа
текста нельзя перевести смысл задачи на язык формул. То есть математика, как
ничто другое, способствует развитию умения анализировать текст.
4. Установление взаимосвязи между понятиями – основа
математического восприятия. Это дает развитие понятийного аппарата.
5. Быстрое чтение везде важно, но в математике это и есть умение
выделения главного для перевода смысла на математический язык. Постоянные
тренировки дают сильное обратное влияние к быстроте восприятия материала.
Однако в первом и втором классах математических понятий для осуществления
такого подхода пока не достаточно. Но уже с первого класса есть возможность
заниматься устным счетом, который во многом дает развитие указанных качеств.